ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется переход к государственной кадастровой оценке, выполняемой государственными бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – 237-ФЗ).

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 26.10.2017 № 424-р было создано Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области «Ленинградское областное учреждение кадастровой оценки» - ГБУ ЛО «ЛенКадастр» (далее – ГБУ), наделенное полномочиями проведения государственной кадастровой оценки (далее – ГКО). Распоряжением Правительства Ленинградской области от 27.10.0217 № 565-р «О проведении государственной кадастровой оценки» установлено проведение ГКО по состоянию на 01.01.2019 земель категорий водного фонда, населённых пунктов, сельскохозяйственного назначения. Результаты этой кадастровой оценки, при их утверждении, будут применяться с 2020 года.

В соответствии со статьей 22 237-ФЗ, «результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным».

Обращаем Ваше внимание на следующее:

1. Комиссия по рассмотрению споров в отношении результатов ГКО, выполненной ГБУ в рамках 237-ФЗ, может быть создана решением уполномоченного органа субъекта РФ.

2. Обращение в указанную комиссию будет возможно исключительно после утверждения результатов ГКО, выполненных ГБУ, то есть не ранее декабря 2019 года.

3. Обращение в указанную комиссию не является обязательным.

4. ГБУ рассматривает замечания и обращения по вопросам определения кадастровой стоимости только в отношении выполненной работы самим ГБУ и не отвечает за результаты ранее выполненных кадастровых оценок, действующих на территории Ленинградской области.

5. В настоящее время, в случае изменения характеристик объекта, образования объектов, их ликвидации, пересчёт кадастровой стоимости осуществляет Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области в соответствии с приказами Минэкономразвития:

  • от 18 марта 2011 г. № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости

  • от 18.03.2011 № 114 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости»

  • от 12.08.2006 № 222 (ред. от 17.11.2011) Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка

До настоящего времени кадастровая оценка проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – 135-ФЗ). Статьей 24.18 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания результатов кадастровой оценки.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия):

- физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц;

- органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Однако, для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде возможно только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный срок.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25.10.2012 № П/463 комиссия создана при Управлении Росреестра по Ленинградской области (порядок создания и работы комиссий утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии являются:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости на основании поступившего в Комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Следует учитывать, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в ходе осуществления кадастрового учета объекта недвижимости или кадастрового учета изменений объекта недвижимости, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, в настоящее время в комиссии при Управлении Росреестра по Ленинградской области можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости только в отношении:

- объектов недвижимости (за исключением земельных участков) (утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 16.08.2013 № 257 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ленинградской области»);

- земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения (утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.09.2014 № 490 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Ленинградской области»);

- земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов (утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.09.2014 № 489 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Ленинградской области»).

Подробная информация о порядке оспаривания кадастровой стоимости в комиссии содержится на официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Деятельность – Кадастровая оценка – Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости».